Общественно-политическое издание

События в Эстонии: мнения демократической оппозиции

03 мая 2007 14:09

Всю минувшую неделю «Национальный журнал» собирал комментарии известных политиков, правозащитников, общественных деятелей в связи с ситуацией в Эстонии. Свою точку зрения в связи с демонтажем памятника Воину-освободителю в центре Таллина представляют Людмила Алексеева, Лев Пономарев, Владимир Рыжков, Эдуард Лимонов и другие.


Людмила Алексеева - Московская группа содействия выполнению Хельсинских соглашений

- В Эстонии много людей, которые обижены не на наших воинов, а на Советский Союз. И дело не только в пакте Молотова и Риббентропа, но и в том, что массы эстонцев были в ГУЛАГе, и были высланы – в общем, некоторые из них помнят о том, что Россия была для них оккупантом, и воспринимают этот памятник как памятник оккупанту. Это очень горько, потому что те, кому установлен этот памятник, жертвовали жизнью, чтобы уничтожить фашизм, чтобы наступил мир.

Но наше возмущение по этому поводу – это очень противная штука. Я проезжала мимо Эстонского посольства, стоят какие-то молодые «башибузуки», какие-то у них флаги нарядные, белые с чем-то, какие-то галстучки-триколор нарядные, и кричат: «Фашизм не пройдет!»

Я не поленилась, из машины выхожу и говорю: «Вы бы поехали в Химки и там бы помитинговали, когда кости защитников Москвы из могилы выкинули и забыли, куда положили. Часть в пластиковый мешок погрузили, а часть так оставили».

 «Вы не верно трактуете, - сказал мне один участник, - там было все по согласованию». С кем по согласованию? С теми, кости которых они потревожили, с ними согласовать уже нельзя. В общем, я ему говорю: «Какие же из вас мерзавцы вырастут, если вы уже сейчас такие негодяи?» То есть тут можно, не жалко им  воинов, и ничего. Им велели шарфики надеть, флаги взять, и они кричат: «Фашист не пройдет!»

Хорошо было бы, если бы эстонцы воспринимали памятник не как памятник оккупантам.  Но если такое случилось, прекрасная идея: давай, заберем этот памятник и поставим его у себя. Потому что люди, в честь которых он поставлен, заслужили памятник.

А то, что мы эстонцам осточертели – надо не выяснять отношения, не надрываться, а взять этот памятник и у себя поставить на могиле многочисленных погибших наших воинов.

А еще я скажу, у меня к этому сугубо личное отношение, потому что мой отец погиб на той войне. Он погиб в Мясном бору, под Старой Рузой, где Власов бросил свою армию, и армия погибла в окружении. Там многие десятки тысяч человек погибли. Это случилось в 1942 году, до сих пор там лежат десятки тысяч не погребенных,  нашего государства не хватило ни интереса, ни денег на то, чтобы сделать там массовые захоронения.

Только добровольческие организации: молодые ребята ходят туда и по паре десятков предают земле. Ну вот поставили бы перед Мясным бором памятник всем, кто там до сих пор лежит не погребенный. Так нет! Там будто бы памяти нет, и в Химках памяти нет. А тут мы так оскорбились! Мы такие, понимаете ли, патриоты!

Противно.


Олег Козловский - координатор движения «Оборона» в Москве

- На мой взгляд, цель нынешней кампании вокруг памятника в Таллине – отвлечь от тех проблем, которые есть в России, потому что всегда очень удобно найти внешнего врага, тем более такого маленького как Эстонию и всем вместе с ней бороться. При  этом можно заметить, что никто из тех, кто вроде бы против этого гневно протестует, ничего реально не делает для того, чтобы проблему решить. В основном, это все используют, как способ напомнить о своем существовании и своей большой борьбе за права русского народа.

При этом интересы русских в Эстонии в общем-то эти люди не особо спешат защищать, а в то же время перезахоронения останков защитников Москвы, которое сейчас в Москве происходит, о нем не только не говорят, но и тех людей, которые пытаются против этого противостоять, разгоняют ОМОНом.

Такая политика двойных стандартов на самом деле не просто лицемерие, но говорит о том, что те, кто вроде выступает в защиту памяти ВОВ, на самом деле плевать на нее хотели. Просто они, таким образом, решают свои политические проблемы.

Я думаю, что у эстонцев демократическая страна, и они в состоянии сами решить, что делать с этим памятником. Конечно, здесь не нужно как-то горячиться, потому что нельзя забывать о том, что Эстония была не только под советской, но и под немецкой оккупацией. И в том числе эстонцы воевали и против немцев во время войны, поэтому здесь одностороннее подходить неверно и тоже многими эстонскими силами это используется для личных внутриполитических игр. Поэтому здесь ситуация достаточно симметричная, просто надо подходить к этому разумно.


Денис Билунов, пресс-секретарь Гарри Каспарова

- Во всей этой истории меня сейчас волнует немного другой аспект. На фоне действительно скандальной истории со сносом памятника в Таллине незаметно проходит история с коммерческим использованием в Химках земли с захоронением наших воинов.

И это не где-то далеко в Эстонии, а под Москвой, администрация г. Химки намерилась на этом месте построить коммерческий центр. И когда возмущенные граждане устроили протестную акцию, сотрудники правоохранительных органов, не сумев разогнать пикет, озверев, видимо, выследили молодых участников пикета и напали на них в электричке, избили их в присутствии многих свидетелей, отвезли в отделение и устроили судилище. И несколько человек из суда были отвезены в больницу. В этой группе находилась 15-летняя девушка. Меня гораздо больше волнует вот эта ситуация.

Таллин - все-таки, другая страна, мы, конечно, может, по этому поводу возмущаться. Думаю, что эстонцы ведут себя вряд ли разумно, и если говорить о Прибалтике в целом, насколько я помню, даже президент Литвы высказался, что это политическая ошибка, которую совершает Эстония.

Имеют ли они право на такие действия – это другая история. Правовые оценки пусть дают правоведы, но есть нормальные человеческие реакции и реакции политиков, и в этом смысле президент Литвы абсолютно прав. Это политическая ошибка, и ее совершенно напрасно допускают эстонцы.

Не знаю, как нас воспринимают в Эстонии, воспринимают ли как оккупантов. Никогда в Эстонии не был, и как они нас воспринимают, мне трудно сказать. Но гораздо ближе к нам проблема с Химками. И мне кажется, надо сосредоточить свое внимание на таких вопросах.

Что характерно, наши официозные политики выдают это как нормальное явление. Администрация МО ничего по этому поводу не говорит. Даже такой оппозиционный деятель, как Владимир Кашин из КПРФ, не заступился за своих коллег по левому движению. Там же в основном представители коммунистической молодежи. Так что следует больше внимания обратить на этот вопрос.


Эдуард Лимонов, писатель

- Кому выгоден перенос памятника? Это человеческие эмоции. Это надо понимать. Действительно, была огромная страна, и это памятник победившему солдату, что тут удивляться? Это закономерно и нормально.

Да, был пакт Молотова-Риббентропа. Можно подумать, не было других пактов. Был пакт между Польшей и Германией такого же плана, по которому расчленили Чехословакию, и польские войска тоже туда вошли. Это просто незнание истории. А «Мюнхенский сговор», направленный против России, разве это не было достаточным основанием для всех других последующих действий России?

Эстонцы и прибалты участвовали в нашей истории, как только могли. И знаменитые латышские стрелки, куда входили не только латыши, имелись в виду все прибалты, и среди расстрелявших нашего царя  больше половины было прибалтов. И в ЧК служили прибалты, эстонцы, может быть, в меньшей степени, но и то я не уверен, а латышские чекисты всем известны. Поэтому они вмешивались в нашу историю, они участвовали в ней. Это наша общая история, поэтому их демагогия про оккупацию не прокатит.


Лев Пономарев - «За права человека» 

- Я думаю, что это вопрос серьезный. Здесь есть две принципиально разные точки зрения, объяснить их просто невозможно, но суверенное государство Эстония может решать так, как оно считает нужным и с этим надо смиряться. Ну или просто забрать памятник себе.

Это не значит, что я поддерживаю решения суверенного эстонского государства. Лично я бы считал, что это неправильно, хотя я понимаю все мотивы, которые есть. Они имеют право решить сами как демократическая страна, но я могу выразить несогласие, недовольство, но что делать?  


Владимир Рыжков, депутат Госдумы, лидер незарегистрированной Российской республиканской партии

- Конечно, эстонцы в праве ставить вопрос о том, что после пакта Молотова-Рибентропа произошел раздел Польши и Прибалтики, и три этих государства получившие независимость в 1918 году, так же, как и восточная часть Польши, как Западная Украина и Белоруссия, о которых часто забывают, отошли к Советскому Союзу. И, конечно, они в праве полагать, что это была оккупация.

Я не уверен, что это была оккупация, потому что это более сложный вопрос, чем кажется на первый взгляд. Но я и не отрицаю их право так полагать. Но как этот вопрос связан со сносом памятника?

Я выступаю против того, чтобы увязывать дискуссию об «оккупации» со сносом памятника. Почему? Сошлюсь на прецеденты, так как в этих вопросах они играют очень большое значение. Почему я лично возлагал цветы к памятнику советскому солдату в Вене? Почему я возлагал цветы к памятнику Советскому солдату-освободителю в Берлине? И это Западный Берлин, и им даже не пришло в голову сносить памятник солдату.

Почему нынешнее демократическое правительство ФРГ отреставрировало Трептов-парк, а это огромный комплекс, и сохраняет все барельефы, на которых, в том числе, упоминается имя товарища Сталина и город Сталинград? Почему никому не приходит в голову требовать демонтажа памятника в Трептов-парке, хотя там есть явные символы даже не коммунизма, а сталинизма?

Мне кажется, что в вопросе памятника советскому солдату–освободителю эстонское руководство и парламент занимает принципиально ошибочную позицию. И в этом вопросе я полностью согласен с официальной позицией России, потому что это памятник не Сталину, ни Берии, не Рокоссовскому, а солдату.

Посмотрите на его снимок в профиль, в фас, это стоит солдат в сапогах, в шинели, с автоматом, это русский или грузинский парень, или украинский крестьянин, или рабочий, или, может быть, шахтер. Это простой солдат. Надо четко отделять Сталина и его режим от народа, который бился с фашизмом, плечом к плечу с французами, англичанами, американцами, с польским и немецким сопротивлением.

Мне кажется, что Эстония делает грубейшую историческую ошибку, настаивая на демонтаже памятника. Я бы на их месте сказал: «Мы считаем, что сталинский режим оккупировал нас, но мы чтим память русского советского солдата, который бился с фашистами. Этот солдат, который стоит в центре Таллина, был таким же рабом для сталинского режима, как и эстонская интеллигенция, которых ссылали в Сибирь».

Поэтому я осуждаю действия эстонских властей, считая, что они искажают историческую память, и эта акция заслуживает самой жесткой реакции не только от нас, но и от Европейского союза.


Яшин Илья, партия «Яблоко»

- Я признаю право эстонцев ставить вопрос таким образом, но мне кажется, что просто неприлично воевать с мертвыми. Поэтому мне кажется, что это какая-то дурно пахнущая политическая авантюра, связанная с переносом памятника. Это ошибка, эстонцам негоже этим заниматься. Я признаю их право считать СССР оккупантами, они имеют на это право. Но не надо воевать с памятниками, не надо воевать с мертвыми.

Петр Ермилин