Общественно-политическое издание

Право стать политзеком надо заслужить

24 января 2007 18:28

На этой неделе в Москве пройдёт несколько акций под общим лозунгом "нет политическим репрессиям". 25 января возле здания Главного Следственного Управления ГУВД Москвы проводит пикет Национал-большевистская партия. 28 января на Триумфальной площади столицы состоится митинг "Русский марш против политических репрессий!", организованный штабом Владимира Квачкова и Оргкомитетом "Русского марша". Одна из самых распространённых статей, по которой привлекались как представители национал-патриотических организаций, так и активисты НБП - это статья 282 УК РФ, предусматривающая наказание за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни.

В то же время, отношение к этой проблеме далеко на такое однозначно, как может показаться на первый взгляд. Мы попросили прокомментировать предстоящие мероприятия известных правозащитников, а также лидеров и активистов оппозиционных партий и движений – Льва Пономарева, Людмилу Алексееву, Александра Аверина (НБП), Марию Донченко (АКМ) и Александра Белова (ДПНИ).


Лев Пономарев, "За права человека":

- Я просил бы вас рассматривать отдельно две организации НБП и ДПНИ. Мне не известно ни одного факта, чтобы  последний год или два года НБП преследовалось за какие-то националистические акции и ксенофобские выступления и т.д.

По НБП мне не известно ни одного такого факта. Правозащитники резко ставили вопрос о том, что ДПНИ действительно разжигает ксенофобию и национальную рознь, поэтому я только приветствую и считаю совершенно правомерным преследование прокуратурой ДПНИ как организации, которая разжигает национализм и ксенофобию. Я считаю совершенно правомерным преследование прокуратурой ДПНИ как организации, которая разжигает фашизм и ксенофобию, с моей точки зрения виновно в насильственных действиях в Кондопоге и, возможно, в других местах - и должна нести за это ответственность. Может быть, прокуратура не будучи достаточно аккуратной организацией, нарушает права ДПНИ  в каких-то частностях. Но если говорить о том, что их преследуют за разжигание межнациональной  розни, я думаю, что это правильный шаг. 

Если члена ДПНИ избили в милиции, то он может обратиться в нашу правозащитную организацию - мы будем защищать его права. Мы защищаем права всех граждан вне зависимости от их политических убеждений, политической окраски и т.д. Но если разговор идет о конкретной организации - ДПНИ, то мы считаем, что эта организации нарушает Конституцию РФ, разжигает ксенофобию и т.д. 


Людмила Алексеева, Московская Хельсинская Группа:

- НБП в обозримое время не выступает под лозунгами разжигания национальной  розни, а вот ДПНИ выступает, поэтому  законно их обвиняют. Эта организация прикрывается тем, что она против нелегальной иммиграции. На само деле они против нерусских, хотя у нас государство многонациональное, и иммиграция не только нелегальная, но и легальная. А  значительная часть нелегальной иммиграции нелегальна в силу несовершенства нашего закона и этих людей надо защищать, а не выступать против них. Вообще лозунг "Россия для русских" под которым ДПНИ действует – это лозунг на разжигание национальной вражды, и за него, по нашим российским законам, следует наказывать.  


Александр Аверин, пресс-секретарь НБП:

- Я не припоминаю, чтобы наши активисты обвинялись по 282 статье.

- В Челябинске Герасимов, Агальцов и Назаров...
- Эти люди  были исключены из НБП за месяц до этого.

- В апреле 2006 года студент в Кемерово пострадал за то, что на Интернет–сайтах занимался пропагандистскими действиями...
- Этот человек тоже вышел из НБП, это факт.

- Лидер Хабаровского отделения НБП Рэм Латыпов...
- Он был исключен из НБП, но не по этой причине. Все эти люди либо были исключены из НБП, причем не из-за этого, а  по другим причинам.

Акцию под лозунгом "Нет  политическим  репрессиям" поддерживаем, но не планируем  участие в данном мероприятии, поскольку проблема в личности некоторых организаторов. Однако в любом случае защита прав заключенных – это благое дело, это та тема, которую необходимо поднимать в обществе и необходимо защищать их права.


Мария Донченко, АКМ «Трудовой России»:

- Я думаю, что наши представители там будут. Мы, безусловно, не разделяем идеологию ДПНИ, но, тем не менее, мы   возражаем против политических преследований патриотов. В частности, мы возмущены преследованием полковника Квачкова, человека, которого обвиняют в  покушении на Чубайса. Когда людей преследуют за их патриотические убеждения – это ненормально, тем более у нас есть и  свои политические заключенные, поэтому мы придем выразить солидарность.

Что касается НБП, здесь у нас двоякое отношение. Сама НБП, к большому сожалению уже не та, что была 5-10 лет назад. НБП сильно окрасилась в оранжевый цвет. Так что если мы выражаем свой протест против преследований нацболов, это не означает нашего согласия с идеологией НБП. 

Я считаю, что по любой статье могут быть политические преследования. Например, у нас товарищ сейчас сидит в  Бутырской тюрьме по 213 статье – это хулиганство и инкриминируется ему разбитое стекло в подъезде, то есть за что обычно штрафуют на 500 рублей максимум. Человек сидит уже почти год, то есть только по тому, какую статью человеку инкриминируют, нельзя сказать, политическое это дело или не политическое. Это надо рассматривать в  комплексе, действительно ли преследует человека за политическую деятельность, либо имеет дело банальная уголовщина. Если имеется  политическая мотивация для преследования  человека, то это можно рассматривать как политическое. 


Александр Белов, ДПНИ:

- Инициатива поступила от штаба Квачкова и была поддержана всеми организациями, которые входят в оргкомитет по подготовке "Русского марша" в 2007 году. Идёт скатывание к тоталитаризму, расхождение декламируемых целей с реальным положением вещей. Каждый день возбуждаются новые уголовные дела, и уже не имеет значения защита, адвокаты не уверены, что их услуги могут кому-то помочь. Единственный шанс повлиять на изменение ситуации - общественный протест. Это первая акция, посвященная данной тематике, она будет развиваться со временем. Цель её не массовость с точки зрения человеческого участия, а именно широта проведения. В разных городах должны одновременно подать свои требования, свои голоса, чтобы быть услышанными. 

- Будут ли допущены на акцию те, кто не указан в числе участников?
- При проведении массовых публичных мероприятий не допускается ограничение в выражении людьми собственного мнения и соответственно, не допускается ограничение на участие в данном мероприятии. Кто бы не пришёл - мы будем рады. Акция открытая, а всем гражданам РФ рассылать приглашения нереально.

- На какое примерно количество участников вы рассчитываете? 
-  Я с трудом сейчас могу оценить этот момент. Речь идёт о том, чтобы  нам разрешили до 900 человек. Если больше, то у нас будут проблемы.

Петр Ермилин