Общественно-политическое издание

Игра – умственный труд…

05 февраля 2013 11:05

Сегодня игрушки для детей представлены в таком разнообразии, что, казалось бы, могли удовлетворить интересы, даже самых капризных и избирательных малышей. Однако современные дети плюшевым мишкам, куклам и железным дорогам, предпочитают игрушки виртуальные...

Почему детей больше не привлекают обычные игрушки, попытались выяснить корреспонденты сайта Missus.Ru.

Общеизвестно, что игра - это большой умственный и душевный труд, который предполагает постановку целей и умение их добиваться, действовать.

Доктор психологических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета Елена Смирнова к играм и игрушкам относится очень серьезно. В 2008 году она возглавила Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, созданный по инициативе Московской городской думы.

Елена Олеговна прокомментировала ситуацию на примере длинноногой пластмассовой куклы, модно одетой, с полным набором нарядов и аксессуаров: «Излишняя детализированность, все эти сумочки, юбочки, сапожки, помада на самом деле только мешают детям, не дают возможность вложить свои эмоции, создать свой образ. Они тормозят детскую игру, фантазию, сводят до минимума свободу игры. А механическое одевание-переодевание очень скоро надоедает. То же касается кукол с определенным, фиксированным выражением лица - кричащим, растерянным, плачущим...

По мнению директора Института Супружеской Психотерапии, президента фонда «Детское Здоровье», члена Американской психологической ассоциации Александра Кузнецова, компьютерные игры, требующие от ребенка минимального участия, растят поколение инфантилов. «Современные дети живут информационном обществе, в котором их активность сведена до минимума: они все время смотрят телевизор. В результате у них воспитывается пассивное мышление - малышу ничего не надо представлять, как при чтении книжки, ему не нужно шевелить руками, как когда он собирает пирамидку, и вообще что-либо преобразовывать. В лучшем случае он сядет за монитор компьютера или возьмет планшетник и будет двигать пальцем или мышкой. Сложившуюся ситуацию Александр Кузнецов считает катастрофой мирового масштаба по той причине, что растет поколение психологически и интеллектуально пассивных людей, за которых уже все решили.

Президент Международного союза общественных организаций «Конгресс по вопросам семьи, материнства и детства» Татьяна Рощина утверждает, что виноваты в данном случае, прежде всего, родители. «Обратите внимание: в ресторанах, в кафе родители, чтобы дети не домогались их внимания, дают им планшетник или игровую приставку. То есть что угодно, только не то, где надо что-то делать руками. Им не читают сказки: зачем, когда можно все смотреть? И самое удобное - родителей это не отвлекает. Потому что если ребенок начинает что-то собирать руками, то ему кто-то должен помочь, а здесь помогает сама техника - только нажимай на кнопки. Это развращает в первую очередь не детей, а родителей», - негодует Рощина.

Писатель, поэт, переводчица Лариса Рубальская не видит причин для беспокойства:

«Видимо, у них мозги перестроились на новый лад: они играют в пульты, в телефоны, во всякие джойстики. Им жить в мире этих предметов, а не плюшевых зайчиков. Другое дело, что у них будут другие характеры, но никуда не денешься».