Общественно-политическое издание

Алексеева: В России есть гражданское общество

06 декабря 2012 17:16

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева об итогах протестного года:

- По итогам протестов мы сами и весь мир узнал, что в  России существует гражданское общество. Теперь нет никаких сомнений -  гражданское общество есть, и это  не эмбрион, а настоящее гражданское  общество.

Было полгода эйфории, казалось, что большие митинги  подвигнут власть на диалог с обществом. Но наша власть оказалась менее сообразительной, чем нам бы хотелось. Именно сообразительней  - в интересах самой власти пойти на этот диалог. А вместо этого  они прибегли к своим обычным  методам - насилия и запугивания. Принят целый пакет безумных законов, которые если выполнять - они  лишают нас конституционных свобод. Под горячую руку попали в это время и бедная Таисия Осипова и девушки из Pussy Riot. Жестокие приговоры именно потому, что сейчас такая полоса - "мы вам покажем!"

И готовится, конечно, показательный  процесс над участниками митинга 6 мая. Его власти пытаются представить как массовые беспорядки, хотя беспорядков там не было, а были заранее запланированные властью препятствия на проходе к месту митинга. У меня такое впечатление, что это было сделано специально, чтобы вызвать массовые беспорядки и таким образом иметь законное право жестоко расправиться с участниками митинга. Чтобы на митинги было ходить неповадно.

Но надо сказать, что и  эти законы, наспех сляпанные и  безграмотные, и эти процессы общество не напугали. Протестная волна не схлынула. Об этом свидетельствуют все опросы, проводимые социологами, и не только в Москве, но и в целом по России. Протестные настроения растут. Рейтинги властей падают. Поэтому я думаю, что наша власть все-таки когда-то сделает для себя разумные выводы из-за того, что такое с ними случилось  несчастье - в стране появилось  гражданское общество.

А это уже необратимо. Оно есть, его не уничтожишь, и следовательно, придется с ним договариваться. Так, как договариваются со своими гражданами в странах Западной Европы и Америки.