Общественно-политическое издание

Константин Боровой: Касьянов ищет поддержки элит

02 июня 2007 12:39

В Москве проходит съезд «Российского народно-демократического союза» (РНДС) Михаила Касьянова. Константин Боровой полагает, что цели Касьянова – подружиться с элитами, заручиться поддержкой демократических сил для того, чтобы участвовать в президентских выборах 2008 года.
 
Константин Боровой, политик:

- Михаил Касьянов отказался участвовать в «Маршах несогласных» в Москве и Санкт-Петербурге. Это как-то связано с его дальнейшими политическими планами?

- Я уверен, что причина этому одна. Для того, чтобы быть поддержанным широкой демократической коалицией, надо находиться не на окраине этой коалиции, не с радикальными движениями, не с романтиками демократического движения, а в центре него. Где-то между циниками, романтиками и прагматиками. В середине. Такие шаги Касьянова свидетельствуют о том, что он пытается сместится в эту середину – стать хорошим как для умеренных демократов, так и для радикалов.

- Что ему необходимо для выдвижения в президенты?

- На этапе выдвижения ему необходима поддержка демократических партий и политических элит. Но вот этой самой поддержки у него сейчас почти и нет. Поддержка электората ему потребуется на втором этапе, когда будут проходить непосредственно сами выборы. Но с этой поддержкой у него пока тоже далеко не хорошо.

Думаю, что он взялся последовательно решать эти задачи. Сейчас он пытается понравиться политическим элитам и даже подружиться с ними. Именно поэтому он смещается в середину между демократами из зарегистрированных партий, включая СПС, и различными радикалами демократического движения.

- Вы как-то говорили о том, что Касьянов – кремлевский кандидат. Он до сих пор связан с Кремлем?

- Я знаю, что он общается с Кремлем и не скрывает этого. Сейчас все, кроме радикалов, ходят в Кремль. Даже Геращенко общается с Кремлем. Это вообще изначально была идея Кремля, что Касьянов подберет радикальные демократические движения и каким-то образом их консолидирует. Вот такая была задумана игра.

Но у него это не очень это хорошо получается, потому что он сам по себе человек очень умеренных взглядов. Я бы сказал таких протодемократических – то есть не совсем демократических, близким к демократическим. Поэтому он очень неестественно смешно смотрелся в окружении демократов. Есть и другая причина, почему он смещается в сторону центра. Там больше узнаваемых лиц, больше друзей и знакомых.

- Не кажется ли вам, что на базе нынешней «Другой России» Касьянов начал создавать новую «Другую Россию», другую «Другую Россию»?

- Я не знаю его планов, он меня не посвящает. Но уверен, что это тактическое лавирование, которое всякий прагматичный политик всегда осуществляет. То есть у него есть планы не только на завтрашний день, но и на полгода вперед. Поэтому нет ничего удивительного, что он пытается своими лавированиями каким-то образом консолидировать свою поддержку, которой сегодня у него практически нет.

Сегодня он практически как перст. У него есть очень условные региональные структуры, очень условная электоральная поддержка и очень маленькая поддержка политических элит. Поэтому ему нужно что-то делать перед выборами. Либо уйти с политического поля и возглавить какой-нибудь банк, либо получить небольшой бюджет и решить хоть какую-то из задач, которая была перед ним поставлена. Пока же, на сегодняшний момент, он не решил ни одной задачи по консолидации оппозиционных сил. Это ему не удалось.

- Почему?

- Он человек не этого круга. Он очень умеренный технократ. У него нет демократических убеждений. У него был и, наверное, есть бизнес-план по консолидации радикальных и правых демократических сил. Но этого не получилось.

Понятно, что он не пользуется поддержкой СПС. Понятно, что он не получил поддержки Каспарова и тех, кто вокруг него клубится. Поддержка Ирины Хакамада – она прекрасна, замечательна. Но это, скорее, моральная поддержка красивой женщины, которая, к сожалению, никаких электоральных перспектив не предвещает.

- А Запад поддерживает Касьянова?

- Мне очень понравилась недавно одна передача. Правда, она была про Литвиненко. Там говорилось про рассуждения о Западе, что Запад – это не Советский Союз, который выстраивается и стройными рядами что-то поддерживает.

Есть какие-то определенные силы, какие-то определенные организации, которые с удовольствием приглашают Касьянова: любят его, слушают его, считают его главным экспертом, финансируют его лекционную деятельность. Есть на Западе и силы, которые поддерживают, например, СПС. Запада как единой силы просто нет.

Тут можно говорить только о статистическом результате. Статистически его никто не рассматривает как политика. Именно потому, что у него нет никаких электоральных перспектив. Его рассматривают как эксперта и как умеренного критика режима. И всё. Больше ничего.

- Не опоздал ли Касьянов с выдвижением в президенты? Ведь о своих намерениях уже заявили Геращенко и Буковский.

- Выдвинется ли он первым или десятым – от этого его электоральная поддержка не увеличится. Ему не удалось консолидировать вокруг себя сколько-нибудь заметные и влиятельные демократические силы. Скорее, это будет просто демонстративный шаг. Так же, как и с Володей Буковским.
Выдвижение Касьянова это такая демонстративная акция, за которой не будет никаких последствий, связанных с электоральными событиями. Как у него не было поддержки электоральной, так ее и не будет. Но, насколько я понимаю, просто есть небольшой бюджет, есть бизнес-план, по которому он должен реализовывать бюджет расходов. Это именно из этой области.

Касьянов – очень и очень большой технократ. Он очень прагматично ко всему этому подходит. Без всякой романтики, которая видна, скажем, в действиях Володи Буковского. Речь идёт о том, что нужно произносить какие-то слова, нужно быть в информационном пространстве, нужно быть в экспертном пространстве. Вот он это и делает.

Этим он выполняет, на самом деле, очень важную миссию, в которой заинтересованы и Кремль и Запад. Он демонстрирует, что в России существуют различные мнения. Но он демонстрирует это не от какого-то электорального пространства, а от себя лично – как от хорошего эксперта. Ну, еще и от Ирочки Хакамады. И это очень ценно и очень интересно, но это всего-навсего экспертное мнение.

- Почему экс-премьер не зарегистрировал свой РНДС?

- Сейчас зарегистрировать в России политическую партию очень сложно. Не знаю, зарегистрирован ли РНДС в каком-то ином виде. Но такая московская общественная организация существует – с таким же названием. Однако, конечно, это организация номинальная.

Самому зарегистрировать даже политическое движение – практически никаких перспектив нет. Это можно сделать за деньги – наняв специалистов по регистрации. Вот я разговаривал с одним экспертом, так он сказал, что регистрация движения и пятидесяти его региональных отделений будет стоить где-то порядка 200 тысяч долларов. Но Касьянов этого делать не хочет.

- Но ведь Касьянов – человек не бедный. Да и такие деньги для политической деятельности – не очень большие.

- Даже очень богатые люди не выбрасывают деньги на ветер просто так. Тем более, вот для такого процесса. Я думаю, что прежде чем расходовать средства, даже если это средства кремлевские, надо понимать, что это делается ради какого-то результата. Вот результаты, как раз, и не ожидаются.

Петр Ермилин