Общественно-политическое издание

Шесть интересных фактов о штурмовике Ил-2

12 сентября 2018 23:30
Шесть интересных фактов о штурмовике Ил-2
10 марта 1941 года на Воронежском авиазаводе был выпущен первый серийный штурмовик Ил-2. Он стал самым массовым боевым самолетом в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. самолетов. Ил-2 отличался живучестью. На немцев он производил устрашающее впечатление. У немецких летчиков он получил название «летающая смерть».

Самый массовый боевой самолет

Ил-2 принадлежит звание самого массового боевого самолета. Всего было произведено 36183 экземпляра. Долгое время его называли самым массовым самолетом в истории авиации. Сейчас этот титул отошел к легкому использующемуся в гражданских целях самолету «Сессна-172» (выпущено около 43 тыс. экземпляров). Серийный выпуск Ил-2 был налажен в марте 1941 года. К началу войны СССР уже располагал 249 машинами.

Горбатый

Ил-2 изначально разрабатывался как двухместный самолет. Но в ходе испытаний были выявлены некоторые серьезные недостатки. Самолет имел недостаточную скорость и дальность полета. Ильюшин решил пойти на хитрость, сделав Ил-2 одноместным. Вместо кабины штурмана был установлен еще один бензобак. Бронекорпус был уменьшен. Это позволило сделать штурмовик легче. Чтобы улучшить обзор, кабину пилота приподняли, благодаря чему самолет, называвшийся тогда БШ-2 («бронированный штурмовик») приобрел прозвище «горбатого». Самолет встретил войну как раз в одноместном варианте.

Живучесть

Ил-2 отличался хорошей живучестью. Он мог летать при таких повреждениях, которые для других самолетов были смертельными. Были случаи, когда Ил-2, дотянув до аэродрома, буквально разваливались на части и становились непригодными для дальнейшего ремонта.

Как вспоминал Герой Советского Союза Н. П. Каманин, командовавший дивизией штурмовиков, «Нередко бывало так: с боевого задания машина возвращалась, как говорят, на честном слове, и все дивились, как же она держалась в воздухе — продырявлен фюзеляж, в клочья изодраны крылья и хвостовое оперение, разбита кабина, а самолет все-таки садится на своем аэродроме». Летчики, говоря о живучести Ил-2, шутили: «На половине крыла, да на честном слове». Приблизительно на 50 вылетов приходилась одна потеря Ил-2. Если учесть, какие задачи приходилось выполнять этим самолетам, это высокий показатель.

Потери стрелков

В связи с переходом немецких истребителей на использование крупнокалиберных пулеметов и пушки, а также поступление в немецкие войска зенитных автоматов крупного калибра в 1943 году резко возросло число случаев гибели летчиков и особенно стрелков от пробитий бронекорпуса и бронестекол кабины. Осколки стекла очень часто приводили к ранениям. Так если группа Ил-2 была атакована, то один-два стрелка из группы были ранены или убиты. Проблему удалось частично решить после разработки нового бронекорпуса, что стало возможным после появления модификации Ил-2 КСС (крыло со «стрелкой»). По сравнению с предыдущей версией из-за дополнительной брони новый Ил-2 потяжелел на 55 кг.

Несвойственные задачи

Помимо выполнения основных задач в качестве штурмовика Ил-2 привлекались и для других целей. Это было связано с тем, что специализированных боевых самолетов, таких как фронтовые бомбардировщики и разведчики, не хватало. Командование ВВС было вынуждено прибегать к штурмовикам. Ил-2 покорно выполняли и эти задачи. Их привлекали для проведения разведки и для бомбардировки сил противника в тылу. Кроме того, Ил-2 успешно применялся для разрушения железнодорожных станций и для нанесение авиаударов по кораблям. Для всех Ил-2 была установлена обязательная бомбовая нагрузка («сталинский наряд»), которую летчики должны были использовать для уничтожения живой силы и бронетехники. Однако использование Ил-2 не по прямому назначению было не особо эффективным.

Георгий Михайлович Паршин

На Ил-2 совершали подвиги многие советские летчики. Среди них — Георгий Михайлович Паршин. Он уничтожил 10 немецких самолетов. В 1944 году за свои заслуги он получил звание Героя Советского Союза, а в 1945 году вторую медаль «Золотая звезда». С Георгием Паршиным во время войны произошел интересный случай. После того, как в ходе одного из своих вылетов Паршин потерял свой самолет, в 1944 году семья Бариновых из Ленинграда внесла собственные сбережения на строительство самолета Ил-2, который и был передан Паршину. На одном борту Ил-2 была нанесена надпись «Месть Бариновых», на другом – «За Ленинград!».

Терентьев Андрей