Общественно-политическое издание

Леонид Гозман: «СПС не может кормить Морарь»

28 февраля 2008 17:22

В силу чрезвычайно занятости лидера СПС Никиты Белых комментарии журналистам в последние дни даёт его заместитель Леонид Гозман. «Национальный журнал» попросил его высказаться на самые злободневные темы текущего политического момента.

- Леонид Яколевич! Сначала вопрос на злобу дня. Как вы относитесь к ситуации с Натальей Морарь? Барабанов посетовал, что никто из политиков даже не позвонил с поддержкой, даже те, кто в первый раз возмущался.

- Мы считаем, что поскольку она гражданка Молдовы, а Молдова – член СНГ, ей не может быть отказано в въезде на территорию Российской Федерации. Если она совершила преступление какое-то, то ей должно быть предъявлено обвинение, ее надо судить. Если ей не предъявляется обвинение, то она, как любой гражданин Молдовы, имеет право приехать в Россию, внезависимости от того, за кем она замужем. И она не обязана объясняться, Точно так же как любой гражданин России имеет право поехать в Молдову, не объясняя ни цели своего визита, ни вообще ничего, не перед кем не отчитываясь. У нас открытая граница.

- Какую-то поддержку будете оказывать?

- «Союз правых сил» не может оказывать финансовую поддержку, у нас не та финансовая ситуация. Мы решим, что делать.

-Но продукты от СПС вы не можете привезти в «Домодедово»? Ведь Наталья и Илья голодают!

-Какие продукты! Повторяю, у нас не та финансовая ситуация. У вас есть еще вопросы?

- Первоначально СПС выступил с инициативой чтобы те, кто поддержал идею бойкота выборов, приходили на участки, забирали бюллетени и отправляли их в центральный офис СПС.

- Это один из вариантов.

- На днях, как мы поняли, Никита Белых предложил: всех, кто голосует «против всех» и портит бюллетени, будут определять наблюдатели СПС на избирательных участках?

- Это невозможно. Процедура голосования тайная, поэтому никакие наблюдатели не могут отследить, сколько народу проголосовало «против» кого-либо во время голосования. Это исключается. Можно проводить «экзитпол», спрашивать человека на выходе. Но на выходе избиратель волен отвечать и не отвечать, сказать правду или неправду.  Поэтому я не думаю, чтобы мы могли это полностью провести. Хотя мы предполагаем хотя бы на некоторых участках провести, поставить своих наблюдателей. Нас интересует, например, реальная явка. Нам почему то кажется, что она может быть сильно-сильно преувеличена официальной властью. Нам бы хотелось удостовериться.

- Значит, спрашивать, кто голосовал «за», а кто «против», не будете? Лишь поставите наблюдателей?

- Почему бы и нет? Кто захочет спрашивать, тот будет спрашивать, почему бы и нет. Но вообще это называется экзитпол. Его будет проводить профессиональная служб, они уже договорились. Я знаю, что наше крупнейшее агентство собираются проводить экзитпол. Это очень интересно.

- СПС договорилось с этим агентством?

- Нет, они сами собираются это делать. Сами агентства будут это делать. Они сделают и опубликуют для всеобщего обозрения. Наблюдатели не проводят экзитполы. У них другая задача. Наблюдатели следят за исполнением закона.

- Нельзя сказать однозначно,  какая будет технология у СПС его сторонников 2 марта?

- Есть много возможностей, которые позволяют человеку высказать свое отношение к выборам. Можно, например, перечеркнуть всех, таким образом, бюллетень будет недействительным. Можно написать «я против всех», это тоже делает бюллетень недействительным. Это убрали, но никто не помешает человеку написать «против всех» или какое-нибудь более популярное в народе выражение.  Это тоже форма активного бойкота, активного неприятия. Но большая часть недовольных людей, я думаю, просто не придут, несмотря на все призывы взять бюллетени и сделать их недействительными или отправить их нам.
 
- То есть СПС не будет собирать  бюллетени от недовольных?

- Почему? Если наши сторонники так сделают, мы это посчитаем и будем рады сообщить, сколько людей поддержало нашу идею с бойкотом, сколько за СПС.

- Но всё же, уточню, это один из вариантов работы на выборах?

- Ну сколько можно меня пытать! Разве непонятно, что Дмитрий Анатольевич победит. Понятно, что победит в первом туре с огромным отрывом от всех остальных.

- Но 2 марта политическая жизнь не заканчивается. Вот Никита Белых с Немцовым намерены 6 апреля совещаться с Каспаровым и Лимоновым в Питере. О чём там пойдёт речь?

- Там будет идти речь о комбинации действий демократических сил в сложившихся условиях. Результатом может быть координация этих действий. Понятно, что демократические силы страны должны действовать, по возможности, консолидировано.

- Каспаров сравнил Чубайса со Шпеером – приспешником Гитлера, осуждённым Нюрнбергским трибуналом. Возможно ли создавать с ним коалицию после такой оценки?

- Лидером «Союза правых сил» является Никита Белых, а Анатолий Борисович является одним из основателей – это первое. Второе, я не видел этих слов и не читал. Гарри Кимовича Каспарова, соответственно, не могу судить.

- Но ведь это из статьи Каспарова на «Ежедневном журнале». Почему вы не в курсе дела?

- Я верю, что это на самом деле. Но я этого не видел и не могу комментировать. А если бы видел, тогда бы я решил, как реагировать. На днях обязательно прочту и выскажу своё мнение.

- Среди будущих участников коалиции – директор Центра имени Сахарова Юрий Самодуров, с которого до сих пор не снята судимость за организацию выставки «Осторожно, религия!». Вас не смущает перспектива сотрудничества с таким гражданином?

- У «Союза правых сил» другое к этому отношение. Хочу напомнить, что мы резко негативно отнеслись к данному решению суда, и «Союз правых сил» заплатил штраф за Самодурова и его товарищей. 100 тысяч рублей дали сразу.

-Но вы говорили, что СПС никому не помогает материально...

-Когда я говорил?

-Да только что по отношению к Наталье Морарь!

- Но здесь особый случай. Мы по-разному относились к самой выставке: кому-то из наших коллег она понравилась, кому-то резко не понравилась. Но мы негативно относимся к попытке судить людей за организацию этих выставок, поэтому мы платили штраф за Самодурова. К Юрию Самодурову мы относимся с большим уважением.

-  Наши друзья с армянского радио говорят, что Левон Тер-Петросян, бывший кандидат в президенты Армении и давний друг СПС, ставил одной из целей доступность армянского коньяка российским покупателям. Чтобы этот замечательный напиток стал доступнее водки «Путинка». Не кажется ли вам, что это было бы хорошим пиар-ходом для программы «народного либерализма»?

- Нет, не кажется. Не думаю, что политическая партия должна проявлять активность на алкогольном рынке.

Беседовала Ксения Боборыкина

Петр Ермилин