Общественно-политическое издание

Скандал на Берлинале: русские охотники на американских оленей

06 июля 2018 17:00
Скандал на Берлинале: русские охотники на американских оленей. Съёмки The Deer Hunter, США, 1978 год.

В феврале 1979 года в праздничной атмосфере Западноберлинского кинофестиваля (Берлинале) прогремел гром: советская делегация, ведомая твёрдой рукой всесильного кинокритика Евгения Суркова, демонстративно покинула зал просмотра. Вслед за ней к выходу бодро потянулись коллеги из социалистического лагеря, сопровождаемые сочувствующими взглядами товарищей из "третьих" стран. Пока ошарашенное жюри, включая умницу и красавицу Ларису Шепитько, грустно взирало на пустеющие ряды, на экране разворачивалось масштабное действо новой "вьетнамской" саги Майкла Чимино "Охотник на оленей".

На Берлинале всегда с пониманием относились к кинематографистам из Восточного блока, щедро одаривая их труды золотыми и серебряными "Медведями". Фестиваль, рождённый союзниками в сердце разъединённой Германии, невзирая на политизированность, ратовал за прогрессивный взгляд и трезвый диалог. Как опытный идеолог сталинского разлива Сурков решился взять на себя ответственность за подобный демарш (ещё и в преддверии Московской Олимпиады), и согласовывал ли он свои действия с Кремлём, остаётся загадкой. Факт, что на Берлинале–79 лента Чимино осталась без наград, попутно пополнив список антисоветских фильмов в СССР. Со всеми вытекающими для желающих приобщиться. С позиций соцреализма сюжет картины выглядел по меньшей мере подозрительным: бойцы Хо Ши Мина в виде порочных садистов с необъяснимой тягой к русской рулетке, и главные герои, олицетворяющие американское вмешательство, — потомки то ли русской, то ли русинской иммиграции.

Полтора месяца спустя, 9 апреля, скандал вокруг фильма заиграл новыми красками уже в Лос–Анджелесе. Подъезжающих на церемонию вручения Оскара встречала пацифистски настроенная толпа, украшенная плакатами: "No Oscar for Racism" и "The Deer Hunter is Bloody Lie". Причём последняя фраза принадлежала лауреату Пулитцеровской премии Питеру Арнетту, корреспонденту AP. Американское общества не желало напоминаний о недавней войне и тем более героизации её вольных и невольных участников. Мероприятие закончилось грандиозной дракой манифестантов с полицией, но фильм получил свои заслуженные пять золотых статуэток.

Можно даже сказать, что Оскар –1979 прошёл под знаком ненавистной вьетнамской кампании. Все главные награды распределились между военной драмой "Охотник на оленей " и антивоенной лентой "Возвращение домой" с роскошной Джейн Фондой и безответственным папашей Анджелины Джоли Джоном Войтом. И хотя Вьетнам изломал судьбы героям обоих фильмов, Джейн, получив заветную фигурку, не смогла удержаться от колкостей в адрес конкурентов, обозвав произведение Майкла Чимино "расистской, пентагоновской версией войны".

И подобных заявлений было немало. Но волна критики и негатива не убила впечатление от картины: люди выходили после просмотра "Охотника" потрясенными, с широко раскрытыми глазами. История судеб простых американцев славянского происхождения, отправившихся воевать не пойми за что к чёрту на кулички, мало кого оставила равнодушным: вечная тема любви, мужской дружбы и самопожертвования, на фоне блестящего профессионализма всех участников процесса, нивелировала затянутость и нестыковки.

На фотографии 1978 года ещё совсем никому не известный Кристофер Уокен воодушевлённо вглядывается вдаль, пока тройка его друзей весело улыбается в камеру. И лишь Джон Казале (крайний справа) казалось бы так и не вышел из прилипшего к нему образа главного недотёпы семейства Корлеоне.

— Фредо, — кричали ему повсюду поклонники бессмертных творений Пьюзо и Копполы, не всегда даже представлявшие настоящее имя актёра. А между тем, Джон на снимке смертельно болен, через считанные недели рак сожрёт его лёгкие до конца. Майклу Чимино не раз предлагали заменить умирающего исполнителя, но решающее слово осталось за Де Ниро и невестой Казале Мерил Стрип. Под Джо перекроили весь съёмочный процесс: до финала он попросту не дотянул бы. 12 марта 1978 года, за 9 месяцев до американской премьеры, 42–летнего актёра не стало. Он успел отыграть все сцены. Удивительно, что все 5 картин, в которых засветился Казале, номинировались на Оскар, три из них получили высшую награду Киноакадемии. Такая вот впечатляющая фильмография.

Из–за плеча 26–летнего дебютанта Уокена выглядывает бородатая физиономия Роберта Де Ниро. Человека, не просто решившего судьбу последней роли Казале, но и главной звезды этой компании. Позади "Крёстные отцы" Копполы, "Таксист" Скорцезе и "Двадцатый век" Бертолуччи, в перспективе — новые шикарные работы и годы триумфа. Глядя на эту галерею, невольно задумываешься: стоило ли сниматься во всей той ерунде, которой он посвятил последние два десятка лет?

За Робертом высится внушительная 2–метровая фигура Чака Аспегрена, вполне реального металлурга из штата Пенсильвании. Случайно повстречав его на улице, Чимино притащил колоритного парня на съёмочную площадку, где включил в список актёров сразу же после Де Ниро.

А вот следующего, Джона Сэвиджа, которого режиссёр чуть было не угробил, заставив 15 раз сигать с вертолёта в реку, военная тематика засосала надолго. Несколько лет подряд он воплощал образы молодых американских ветеранов в картинах Милоша Формана, Андрона Кончаловского и Оливера Стоуна, пока в 1986 году не уехал бороться с апартеидом в Южную Африку самым настоящим советником Нельсона Манделы.

Единственный Оскар за актёрскую работу достался Кристоферу Уокену. И тут уж ничего не добавить, ни убавить — это его самая сильная роль за всю грядущую кинокарьеру.

Время расставило всё по своим местам. "The Deer Hunter" заслуженно любим миллионами и входит в сотню лучших фильмов, произведённых в США. Заматеревший Де Ниро, прилетев в 1989 году возглавить жюри Московского кинофестиваля, помнится сильно удивлялся: что же так категорически не понравилось Евгению Суркову на Берлинале десять лет назад. Но ответить ему было уже некому: некогда могущественный деятель советской культуры покончил с собой, осознав, что всё, во что он пытался верить, пошло прахом. В стране началась Перестройка.

Не повезло и режиссёру фильма Майклу Чимино. Вытащив колоссальным успехом своей ленты студию United Artists из финансовой пропасти, в дальнейшем, он же её и похоронил. Последующий проект режиссёра с треском провалился: то, что случилось с "Вратами рая" называют самой невероятной катастрофой в американском кино. До сих пор компания, основанная Чарли Чаплиным и Мэри Пикфорд, подарившая миру "Вестсайдскую историю", "Рокки" и "Розовую пантеру", остаётся мёртвым подразделением MGM.

Александр Ропин